Ключевые понятия китайского бизнеса вытекают из конфуцианских ценностей и концепций, которые были разработаны, чтобы создать чистое, честное и упорядоченное общество, где соблюдались бы обязательства, и каждый его член нёс бы ответственность за общее благополучие. Основными для китайцев традиционными ценностями и в наши дни остаются:
-
соблюдение иерархической системы - в том числе уважение и почитание представителей правительства и пожилых людей. В Китае это является основополагающей ценностью, на которой строится всё общество - безграничное почитание старших составляет основу всей китайской морали. В условиях бизнеса между руководителем и подчиненными в Китае также складываются вертикальные отношения по типу «старший — младший», которые регулируются конфуцианскими принципами «отцовской любви» и «сыновней почтительности». С той особенностью, что принцип сохраняется, даже если начальник по возрасту младше подчиненного.
-
коллективизм – ориентация на группу или семью, а не индивидуализм. Здесь не принято говорить «я» – это расценивается как презираемый в стране эгоизм. Китайцы говорят «мы», даже если ведут беседу один на один. Это черты коллективистской культуры, которая стоит на идее о том, что индивид является маленькой частью в большой совокупности коллектива. Индивид должен абсолютно подчиняться ему. Социальное положение и статус личности находится под контролем коллектива. Ценность человека определяется его важностью для коллектива.
-
понятие «mianzi» – это репутация, социальный статус человека в сочетании с его имиджем в глазах общества и окружающих – то есть его «лицо» во всех бизнес-взаимодействиях. «Лицо» может иметь как отдельный человек, так и компания, учреждение. Чем лучше репутация той или иной компании в глазах китайцев, тем большей популярностью она будет пользоваться на рынке. Организации выделяют много средств на поддержание и сохранение своего имиджа.
-
понятия "neiren" (от кит. «инсайдер») - внутренний и 'wairen' (от кит. «аутсайдер») - внешний круги или противопоставление своих и чужих - обуславливают изначально высокий уровень доверия, связанный с кем-либо, кто принадлежит neiren. И противопоставление себя тем, кто к этому кругу не относится. Этот принцип работает как между самими китайцами, если они принадлежат разным городам, провинциям, так и при взаимодействии с иностранцами. Поэтому привлечение китайско-говорящих сотрудников, устанавливание своих сетей контактов и использование ваших китайских бизнес агентов в деловых кругах – это то, что может помочь растопить лёд недоверия и помочь вам стать частью внутреннего круга neiren.
-
важность гуаньси или отношений в бизнесе. "Гуаньси" (кит. трад. 關係, упр. 关系, guānxì) — китайский термин, в переводе на русский язык означающий «связи», «кумовство», «блат». Однако, в отличие от русской версии, в китайской это не несёт в себе отрицательной окраски и обозначает помощь, поддержку, услугу. Основой эффекта гуаньси является доверие. Оказывая услугу, ты инвестируешь в своё гуаньси и повышаешь доверие к себе, а прося — либо получаешь дивиденды с тех услуг, которые оказал ранее, либо берёшь в долг. Для поддержания отношений такого рода не обязательно непрерывное общение, их основой является в первую очередь взаимная помощь, когда она необходима.
Ведя бизнес в Китае, самое главное быть готовым к любым поворотам событий, оставаясь гибким и терпеливым и отдавая дань уважения и почтения культурным традициям, лежащим в основе всего китайского общества и мировоззрения.