Это продолжение статьи про то как работает таможня в России. Первая часть здесь:
Карго: не нужны никакие документы, тут отдал, там принял
По моему опыту, вообще далеко не все понимают что такое карго.
При этом излишним морализаторством тоже заниматься не буду. У карго есть плюсы и минусы, и кому-то этот вариант подходит. Важно лишь понимать что он из себя представляет
Что вообще такое «карго»? Это же просто «груз» по-английски
Удивительно что по запросу "что такое китайское карго" выходят статьи с посылом: "Это такая упрощенная схема доставки товаров, но с некоторыми особенностями"
Давайте для начала поясню для тех кто никогда не касался этой темы о чем вообще речь. Есть такая схема работы, при которой не нужно заниматься таможенным оформлением вообще. Работает для импорта как из Китая, так и из Европы.
В нулевые годы такой способ прохождения таможни назывался "таможить айфоны как кирпичи". Как это работает: где-то на зарубежном складе собирается сборка разнородного товара. В ней могут быть и телефоны и автозапчасти и одежда и бижутерия. Товар упаковывается в огромные тюки, либо ставится на палеты с обрешеткой. Все это грузится в одну машину и везется, как правило, через Казахстан. Там весь груз проходит по одной таможенной декларации как стройматериалы и вся партия благополучно едет в Россию (между Казахстаном и Россией границы нет в рамках ЕАЭС). Ранее подобными маршрутами грешил погранпереход в Суйфэньхэ, но последние годы по подобным схемам работает Казахстан в случае поставки китайских товаров и Беларусь в случае Европы.
Основных признаков что перед вами карго 3:
1) Вместо подробного расчета вес вашего груза просто перемножат на пресловутые "доллары за кг"
2) У вас не будут спрашивать подробное описание товара, область применения, материалы и прочие характеристики, необходимые для правильного подбора кода ТН ВЭД. Будет интересовать лишь вес, объем и необходимые сроки доставки. Как максимум - уточнят хрупкий ли груз и нет ли ничего запрещенного (копий брендов, взрыво- и пожароопасных товаров, медицинских товаров)
3) Деньги за товар на фабрику вам необходимо будет перевести либо наличными, либо через компанию-прокладку за определенный процент
Важно! Не путайте понятие "карго" применимое к серым схемам импорта и "карго" как составляющую в наименовании компаний, занимающихся обработкой грузов. У нас был пару лет назад клиент, который, наслушавшись историй о жутких китайских схемах, не хотел оплачивать терминальные расходы в "Шереметьево-карго". А ведь это всего лишь официальная компания-оператор в аэропорту.
Как карго работает?
На этот вопрос можно ответить двумя способами.
Первый. В значении "как оно вообще так получилось что грузы идут в обход официальной таможни". Ответ: "Никто не знает". А те, кто знает, никогда не расскажут. Максимум - придумают заковыристое описание маршрута движения груза, но ответа на главный вопрос как это все проходит таможню, всегда будут уклоняться. Здесь нет компаний, занимающихся вашим грузом от начала и до конца. Карго - это огромная цепочка посредников (как бы не пытались убедить вас в обратном их боссы). Как следствие - вы никогда не будете знать где точно находится ваш груз.
Второй. В значении "нормально ли карго работает".
Ладно, не совсем так, ведь главная особенность китайского карго, желтый скотч, здесь не показана. Но суть это передает. Груз едет из Китая с несколькими перегрузками. Знаки fragile, handle with care и this side up перевозчики даже не знают как переводить. Побитый в результате транспортировки груз - ответственность не карго, а продавца, плохо упаковавшего товар (а в конечном итоге - ваша).
Получать груз вы будете в ТЦ Москва, ТЦ Южные Ворота, и это отдельная песня про попытки въехать и организовать погрузку. Приготовьтесь к разводу с платным въездом, грузчиками и дополнительными, не включенными в "доллары за кг" расходами
В случае карго из Европы последний пункт неактуален, но суть карго-доставки та же.
Сколько стоит привезти груз на карго
Самая интересная часть.
Дано: LCD мониторы
FOB Yiwu - 30 000 USD
Вес брутто - 1500 кг
Объем - 5 кубометров
По ценам на июнь 2021 года такой товар каргисты привезут вам по 2,5 доллара за кг за 25 дней.
Расчет: 1500*2,5=3750 USD
Собственно, на этом весь расчет закончен. Плюс на рынке в Москве с вас возьмут от 2 до 5 тысяч рублей за выгрузку и погрузку на вашу машину.
Если везти такие мониторы официально, то таможенные платежи составят порядка 8000 долларов + перевозка около 1500 долларов
Теперь давайте сравним с токарными станками из прошлой статьи
Дано: Токарные станки
FOB Yiwu - 30 000 USD
Вес брутто - 7 500 кг
Объем - 25 кубометров
Взяли товар с той же ценой, той же плотностью, но в 5 раз большим весом.
Расчет: 7500*2,5=18 750 USD
Официальные же платежи у нас выходили на на 9400 долларов + порядка 4500 долларов доставка до Москвы.
На карго нет смысла везти тяжелые и недорогие товары. Практически любое промышленное оборудование и материалы везти на карго невыгодно. И мы здесь еще не затронули стоимость наличных денег по сравнению с безналом.
Итого: плюсы и минусы
Плюсы:
- Не нужно ломать голову правильным подбором кода ТН ВЭД
- В целом, максимально простая схема: дал поставщику адрес склада, попросил хорошо упаковать и больше ни о чем не думаешь
- Для дорогих и легких товаров карго выходит дешевле, чем официальная таможня (в зависимости от вашего канала перевода денег за рубеж)
- Можно возить товары, на которые слишком дорого оформлять разрешительные документы в России
- Выгодно везти образцы товаров и небольшие партии на тест
Минусы:
- Карго - это, по сути, контрабанда. А не "упрощенная доставка"
- Как следствие из п. выше: вы не получите официальных документов
- Для тяжелых и недорогих товаров карго везти дороже, чем официально
- Вы никогда не будете точно знать где находится ваш товар
- Есть высокий риск повредить хрупкий товар, т.к. грузчики на рынках обращаются с товаром хуже чем распределительные центры "Почты России"
- Никаких рычагов давления чтобы вернуть застрявший товар у вас не будет
Как говорится на ютуб-канале «Редакция»: «Все выводы вы делаете сами». А я буду рад ответить на вопросы в комментариях, потому что тема непростая и неоднозначная.
Если тема вам интересна - ставьте лайки, подписывайтесь. А я начну готовить третью часть, про декларации, сертификаты соответствия, прочие разрешительные документы и какое отношение они все имеют к 50 оттенкам серого в российской таможне.