заказать звонок
hamburger-menu-icon
Tradest
ул. Большая Полянка, д.23, 4 этаж 119180 Москва
info@tradest.ru

«Серые» схемы карго из Китая: как обманывают заказчиков

Многим кажется, что карго-доставка — это всегда более простой и экономный способ получить товар. Однако часто бывает наоборот: платить приходится гораздо больше, гарантий никаких и обозначенные сроки не соответствуют действительности


«Серые» схемы карго из Китая: как обманывают заказчиков

В интернете легко найти множество компаний, которые оказывают услуги карго. При запросе в «Яндексе» можно получить определение, что под этим термином подразумевает всего лишь один из видов международной доставки грузов. Но так ли это на самом деле?

Давайте начнем с простой вещи: карго — это не «упрощенная доставка». Это самая настоящая «серая» схема таможенного оформления. Такие товары проходят через границы в обход официальных процедур, что фактически является контрабандой. Это не только ставит под угрозу юридическую чистоту товара, но и лишает клиента возможности получить официальные документы, подтверждающие законность импорта.

Грузы упаковываются в крупногабаритные тюки с желтым скотчем или размещаются на палетах с обрешеткой. Основной маршрут транспортировки проходит через Казахстан, где товары декларируются как стройматериалы, что позволяет избежать стандартных таможенных процедур при ввозе в Россию, ведь между Россией и Казахстаном нет границ в рамках ЕЭАС.


Как отличить карго от обычной транспортной компании

Понять, что перед вами карго-компания (если у них это не указано в названии), можно по трем простым признакам:

  1. В процессе расчета стоимости доставки вашего груза вместо детального анализа веса применяется упрощенная методика, основанная на умножении веса на установленную ставку в долларах за килограмм.
  2. От вас не потребуют предоставления всестороннего описания товара, включая его назначение, материалы и другие характеристики, необходимые для корректного определения кода ТН ВЭД. Основной интерес представляют вес, объем и сроки доставки груза. В некоторых случаях может быть запрошена информация о хрупкости груза и наличии в нем элементов, подпадающих под категорию запрещенных (например, подделок брендов, взрывоопасных или пожароопасных материалов, медицинских товаров).
  3. Оплата за товар, отправляемый на фабрику, осуществляется либо наличными, либо через посредническую компанию, при этом взимается определенный процент.

Важно различать термин «карго» в контексте «серых» схем импорта и его использование в наименованиях компаний, занимающихся логистикой грузов. Например, несколько лет назад один из наших клиентов, услышав о страшных китайских схемах, отказывался оплачивать терминальные расходы компании «Шереметьево-карго», несмотря на то что это официальный оператор аэропорта.


Особенности работы с карго

Документы. Важно осознавать, что документы, предоставляемые китайскими карго, могут оказаться неприемлемыми для официальной продажи товаров в России. Часто китайские компании утверждают, что их внутренних документов достаточно, однако это не так. Для легитимной торговли на территории России необходима таможенная декларация, ныне известная как декларация на товары (ДТ), ранее именовавшаяся как ГТД (грузовая таможенная декларация). Этот документ является ключевым для подтверждения законности приобретения товара.

Страховка. Следует уделять внимание условиям страхования груза. Обычно страховка при «белой» поставке составляет около 0,1% от стоимости груза, в то время как страховка от грузоперевозочных компаний может варьироваться от 1 до 3%. Такая страховка обеспечивает защиту только от потери товара, и важно заранее обсудить с компанией условия, при которых страховое возмещение будет выплачено. То есть порча товара, побитый товар и даже вытащенный из коробки товар, скорее всего, не компенсируют.


«Серые» схемы карго из Китая: как обманывают заказчиков

Логика карго во всех случаях одна — вина за повреждения товара лежит на отправителе. Груз побился? Значит, вы его плохо упаковали. В коробках недостача? Это ваш поставщик не доложил. Также важно понимать, что страховка обычно покрывает только стоимость товара в Китае, не включая дополнительные расходы или упущенную выгоду. В случае дорогостоящих товаров, таких как электроника или мобильные телефоны, страховка может покрывать лишь часть их стоимости. Поэтому рекомендую тщательно изучать условия страхования и уточнять, какую сумму выплатят в случае страхового события.

Сроки. В ходе моего одиннадцатилетнего опыта работы в данной сфере я обнаружил, что компании, которые занимаются грузоперевозками, редко могут точно указать сроки доставки товара. Это связано с тем, что логистическая цепочка включает в себя множество посредников, и часто бывает невозможно определить конкретного ответственного за определенный этап доставки.

Мы сталкивались с ситуациями, когда обещанные сроки значительно превышались. Например, товар, который должен был приехать за 25 дней, прибывал на 35-й день. Карго-компания рассказывала про проверки на таможне в Казахстане и обещала, что через три дня они закончатся и груз поедет в Москву. Нам даже присылали некие скриншоты переписок. Но внезапно на следующий день нам позвонили с московского склада и сказали забирать груз. Важно понимать, что в процессе доставки ваш товар передается от одного посредника другому, это делает почти невозможным нормальный трекинг заказа.

Неопределенность с ценами. При работе с грузоперевозчиками рекомендую уточнять окончательную стоимость услуг, поскольку к указанной цене за килограмм могут добавляться дополнительные расходы, такие как упаковка или въезд на территорию склада. Например, стоимость услуг китайских компаний за упаковку может значительно превышать аналогичные услуги в России. Более того, сам вес упаковки будет входить в вес, за который вам придется платить.

Также важно быть внимательным при выборе способа оплаты услуг грузоперевозчика. Курс юаня к доллару, а доллара к рублю может быть для вас совсем неприемлемым. Никогда не будет лишним запросить расчет в трех валютах.

В целом при работе с карго следует учитывать, что они заинтересованы в максимизации своей прибыли и могут интерпретировать любые двусмысленные ситуации в свою пользу.


Какие есть плюсы работы

Не хочется освещать этот вопрос однобоко. Плюсы, безусловно, есть:

  1. В ряде случаев карго будет дешевле официальной таможни. Но не всегда. Подробнее об этом читайте в конце статьи.
  2. Нет необходимости заниматься сложным процессом выбора соответствующего кода ТН ВЭД.
  3. Простота логистической схемы: достаточно предоставить поставщику адрес склада и ждать товар в Москве.
  4. Возможность транспортировки товаров, для которых оформление разрешительной документации в России является чрезмерно затратным.
  5. Последний пункт, то, ради чего мы сами продолжаем с карго работать: удобство перевозки образцов товаров и небольших партий для тестирования на рынке. То есть если вам нужно просто «пощупать» товар перед заказом или протестировать гипотезу, пользоваться этим способом можно.

Сравнение стоимости карго-доставки и «белой» таможни

Разберем главный плюс работы с карго-компаниями: стоимость. Большинство работающих по карго предпринимателей не осознают, что этот плюс не всегда таковым является. Для этого возьмем простой пример и сравним стоимость доставки токарных станков по официальной схеме и через карго.


Официальное таможенное оформление

Исходные данные:

  • FOB — $30 тыс.;
  • код ТН ВЭД — 8458 91 200 8;
  • таможенная пошлина — 7,5%;
  • НДС — 20%;
  • доставка во Владивосток — $2 тыс.

Стоимость:

Таможенная стоимость (ТС) груза = FOB цена + доставка до границы = $30 тыс. + $2 тыс. = $32 тыс.

Таможенная пошлина (ТП) = ТС × процентная ставка для таможенной пошлины = $32 тыс. × 7,5% = $2,4 тыс.

Таможенный НДС = (ТС+ТП) × процентная ставка для НДС = ($32 тыс. + $2,4 тыс.) × 20%= $6,88 тыс.

Таможенный сбор = $120

Сумма таможенных платежей = ТП + таможенный НДС + таможенный сбор = $9,4 тыс.


Карго-доставка

Исходные данные:

  • FOB — $30 тыс.;
  • вес брутто — 7,5 тыс. кг;
  • ставка карго (доллары за кг) — $2;

Да, это один из примеров. Бывают и обратные ситуации, когда груз дорогой и легкий. Например, серверы могут стоить те же $30 тыс., но весить всего 100 кг, и тогда цена карго-доставки будет в 10 раз меньше официального таможенного оформления. Но я здесь лишь хочу показать, что карго — это не всегда про цену. Официальное таможенное оформление часто выходит дешевле. А уж если учесть, что за товар по карго нужно платить наличными и его нельзя будет зачесть в расходы по налогам, выгода карго еще чаще будет вызывать сомнения.

Другие статьи

50 оттенков серого в российской таможне, часть последняя

Третья и последняя часть честного гайда о том, как растаможить товар в РФ. Простым и понятным языком

Менеджер взял деньги и исчез: как найти партнера в КНР и работать с ним

При работе с поставщиками из Китая нужно учитывать множество факторов: от особенностей бизнес-процессов до самобытного делового этикета. Андрей Захарченко, Tradest, рассказал о 10 самых распространенных ошибках и способах их избежать.

Как заключают сделки и везут грузы в Россию из ЕС и США в условиях санкций

Санкции Евросоюза и США, а также самоограничения западных логистических компаний почти парализовали экспорт товаров из недружественных стран в Россию. Но это не значит, что импорт из этих стран рано или поздно исчезнет совсем.

50 оттенков серого в таможне: не самый удачный кейс

Закончу цикл статей о реалиях российской таможни подробным (и достаточно необычным) разбором кейса. Цифры и все внутряки – в наличии.
Хотите узнать стоимость грузоперевозки?
Менеджер перезвонит в течение 15 минут и рассчитает стоимость, даже если у вас нет точных данных по весу и объему груза


101000,
Россия, Москва,
ул. Малая Лубянка, д.16,
6 этаж

100191,
Beijing, China
No 37, Xueyuan Road
Haidian District

510000,
Guangzhou City, China
No 88, Station Road,
Liwan District

загрузка карты...