заказать звонок
hamburger-menu-icon
Tradest
ул. Большая Полянка, д.23, 4 этаж 119180 Москва
info@tradest.ru

Как заключают сделки и везут грузы в Россию из ЕС и США в условиях санкций

Санкции Евросоюза и США, а также самоограничения западных логистических компаний почти парализовали экспорт товаров из недружественных стран в Россию. Но это не значит, что импорт из этих стран рано или поздно исчезнет совсем.

«Полного закрытия грузопотока не будет. Санкции не вводят полного эмбарго на поставки продукции в отношении РФ. Часть грузопотока всегда останется (например, продукты питания, медикаменты, бытовые товары)», — уверен руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами «Грузовичкоф ВЭД» Андрей Серебряков.

Заключение сделок в условиях санкций

Вариант № 1. Закупка через третьих лиц в нейтральных странах

«Даже если производитель не хочет поставлять товар в Россию, он продолжает продавать его в третьи страны, которые сохраняют нейтральное отношение к России. Например, европейская компания продает товар в Турцию. Турецкие компании могут импортировать его в Россию», — рассказывает член совета директоров STS Logistics Владимир Дорохов.

Компаний, которые предоставляют коммерческие услуги по перепродаже, достаточно. Обычная комиссия за их услуги составляет от 5 до 10 процентов.

Впрочем, вариант с дистрибьюторами из других стран со временем тоже может стать проблемным. Как отмечает генеральный директор VIG Trans Игорь Ребельский, если объем поставок через эти страны начинает быстро расти, производитель товаров начинает директивно требовать от дистрибьюторов работать по правилам либо прекращает с ними отношения.

Вариант № 2. Регистрация юрлица в третьих странах

Регистрация юрлица в третьих странах позволит решить проблемы с оплатой и снизить санкционные риски.

Это можно сделать самостоятельно или с помощью компании, которая предоставляет подобные услуги. Их стоимость — около 4 тыс. долл.

«Есть нюансы. Допустим, если российский гражданин сейчас зарегистрирует юрлицо в Казахстане, на него могут наложить санкции, так как либо собственник, либо гендир — гражданин РФ. То есть компания все равно российская, поэтому все усилия, которые были приложены для открытия юрлица в Казахстане, могут пойти прахом», — отмечает Владимир Дорохов.

Обезопасить себя от этого риска можно, если использовать резидентские компании с доверенными лицами или старыми связями.

Мнение

Есть ли угрозы импорту из Китая

Пока нет никакой необходимости искать обходные пути в торговле с Китаем. Вряд ли он введет какие-то политические ограничения на торговлю с Россией. В самом крайнем случае возможны точечные ограничения на товары «двойного назначения», которые могут использовать в оборонке. Проблема в заторах. В первую очередь — на автомобильном погранпереходе Маньчжурия–Забайкальск. Там машины могут стоять до трех недель. Средние сроки доставки из Китая автотранспортом составляют от 30 до 50 дней. Поэтому автоперевозки сейчас нецелесообразны.

Железной дорогой и стандартным мультимодальным маршрутом по морю до Владивостока и далее по Транссибу до Москвы получается быстрее. На железнодорожном погранпереходе Маньчжурия–Забайкальск поезда проходят границу за четыре-пять дней. Сроки доставки — 25–30 календарных дней. Несмотря на то, что с нами отказались работать крупнейшие контейнерные операторы, дефицита нет из-за снижения потока импорта из Китая: освободились контейнеры.

Андрей Захарченко, генеральный директор Tradest

Логистика в условиях санкций

Вариант 1. Самолетом из США и Великобритании через Стамбул и Дубай

«Основная проблема при поставках из США и Великобритании — крайне сложно работать с поставщиками. Настрой большинства из них очень негативный. Компании, у которых на Россию приходилась солидная доля поставок, готовы быть лояльными, но в нынешней ситуации это сложно», — отмечает Игорь Ребельский.

Доставлять товар из США можно авиасообщением со стыковкой в Дубае или Стамбуле. Однако эти хабы тоже находятся под прессингом США. Товары, которые попадают под санкции, они не готовы отправлять дальше.

С несанкционными товарами риски ниже, но их тоже могут отказаться везти из-за боязни навлечь на себя проблемы со стороны США.

Вариант 2. Самолетом из США и Великобритании через Хельсинки

Скоропортящиеся грузы также можно везти через Финляндию. Самолетом — в Хельсинки, а дальше наземным транспортом в Россию.

Пятым пакетом санкций Евросоюз запретил российским автофурам перевозить грузы по своей территории. Соответственно, это усложняет возможность перевозок через Финляндию. Впрочем, на легковые машины запрет не распространяется.

«Вариант можно реализовать через автоперевозчиков третьих стран — Киргизии (Первая транспортная компания, ОсОО “Алидар”, Amal Group) или Казахстана (ТЭК “Алферт”, Premium Logistic, “Нимэкс-транс”). Скорее всего, сейчас возникнет дефицит таких автоперевозчиков. Либо российские компании будут переоформлять свои машины на киргизские или какие-то другие номера», — отмечает Владимир Дорохов.

Вариант 3. Морем из стран Евросоюза через Стамбул

Схема выглядит так. Российская компания покупает товар у турецкого дистрибьютора, а дальше доставляет морем до порта в Новороссийске.

«В этой схеме турецкая компания отвечает за финансовую сторону сделки. Она выступает отправителем/получателем в транспортных документах и организовывает оформление груза в Турции», — говорит Андрей Серебряков.

Необходимо найти компанию, которая:

  • занимается импортно-экспортными операциями;
  • согласна заключить внешнеэкономические контракты РФ–Турция и Турция–ЕС;
  • согласна получать валюту от компании из РФ. Как и любой дистрибьютор, турецкая компания получает свой процент от совершаемой сделки.

На что обращать внимание при выборе такой компании:

1. Комиссия за оказываемую услугу по переводу валюты — процент от стоимости инвойса.

2. Комиссия за SWIFT — фиксированная цена в валюте.

3. Срок исполнения валютных переводов.

Контейнерные поезда по железной дороге из Европы в Россию и обратно ходят по-прежнему

Вариант 4. Железной дорогой из Германии

«Контейнерные поезда по железной дороге из Европы в Россию и обратно ходят по-прежнему», — говорит Владимир Дорохов.

Как отмечает генеральный директор компании «Грузовичкоф» Рафаиль Купаев, такая ситуация вряд ли продлится долго. Этот вид перевозок тоже могут заблокировать. Так, финский железнодорожный оператор VR Group в апреле 2022 года сообщил о полном прекращении железнодорожного сообщения с РФ на несколько месяцев.

Вариант 5. Через партнеров российских логистических компаний

Российские логистические компании сейчас ищут партнеров среди казахских и прибалтийских компаний, у которых есть представительство в Европе.

«В первом случае перевозчики будут доставлять грузы от точки погрузки до точки разгрузки, минуя перевалочные пункты. Во втором случае грузы будут доставлять до определенных выделенных зон, где их будут забирать наши автомобили», — предполагает генеральный директор «Грузовичкоф XXL» Ирек Нуртдинов.

Вариант 6. Морем до Ирана, дальше автотранспортом

Схема выглядит следующим образом. Груз доставляется в южный порт Ирана Бендер-Аббас. Далее его везут автомобильным транспортом до Азербайджана (Астара), там груз перемещают в железнодорожный вагон или фуру и везут до места назначения.

Как вариант, из Бендер-Аббаса груз можно доставить до северных портов Ирана на Каспийском море (например, Бендер-Энзели или Амирабад). Оттуда снова морем до Астрахани или Махачкалы.

По словам Владимира Дорохова, компания которого использует этот маршрут, так можно провозить в том числе санкционные товары. Дело в том, что Иран и сам находится под санкциями, а поэтому его не касаются ограничения против России.

«Главное, чтобы отправитель был готов отгрузить товар из Ирана в Россию. У нас был опыт, когда индийцы отказывались это делать. Многие компании из Индии работают с США. Даже если товар несанкционный, они могут отказаться отгружать через Иран, потому что он сам под санкциями. И они не хотят, чтобы в документах был указан входной порт Ирана», — отмечает эксперт.

Нелогистические причины перебоев

Позиция продавцов. Компании по своей инициативе массово отказываются от контрактов с российскими компаниями, так как опасаются вторичных санкций.

Проблемы с оплатой. Проводить средства из России еще возможно через не попавшие под санкции банки, но и здесь возникают проблемы.

Америка и Великобритания тяжело принимают деньги и иногда блокирует средства. «Деньги висят по две-три недели, а иногда не возвращаются вообще», — говорит Игорь Ребельский.

Коронавирусные ограничения в Китае. «Китай закрывает города целиком в случае вспышек коронавируса. Там прекращается работа фабрик и транспорта. Сейчас целиком закрыт Шанхай: оттуда не вылетают самолеты, не выплывают корабли», — рассказывает Андрей Захарченко. По оценкам эксперта, ситуация с закрытиями городов должна стабилизироваться к концу мая.

Другие статьи

Осадное положение: как российский бизнес оказался в транспортной блокаде

Пятым санкционным пакетом 8 апреля Европа ударила по логистике — закрыла для России свои порты и дороги. Восточное направление тоже на грани тромбоза. Forbes разбирался, как транспортная блокада разрушает российский бизнес, а он ей противостоит

Через какие российские банки переводить деньги в Китай

За последние полгода мы сменили четыре финансовые организации. Поговорим о том, как они работают.
Хотите узнать стоимость грузоперевозки?
Менеджер перезвонит в течение 15 минут и рассчитает стоимость, даже если у вас нет точных данных по весу и объему груза


125009,
Россия, Москва,
Газетный пер., 3/5 с.1,
19 подъезд

100191,
Beijing, China
No 37, Xueyuan Road
Haidian District

510000,
Guangzhou City, China
No 88, Station Road,
Liwan District

загрузка карты...