Меня зовут Андрей Захарченко, моя компания Tradest 9 лет занимается аутсорсингом ВЭД для российских клиентов. Я уже писал здесь как работать с китайскими поставщиками и организовывать таможенное оформление в РФ.
Сегодня хочу поговорить о бешеном росте цен на фрахт из Китая (и не только из Китая), о том как это отражается на российском бизнесе, и, вообще, о том, как так получилось, что ставки за прошедший год взлетели почти в 10 раз.
Что было раньше и что сейчас
За все годы, что мы работаем, цены были стабильны: фрахт Шанхай-Владивосток порядка 1200 долларов за 40-футовый контейнер. Сейчас тот же маршрут - более 10 000 долларов. Для срочных заказов - доходит 20 000 дол. за контейнер. При этом итоговое время ожидания доставки "от двери до двери" из Китая (для простоты будем предполагать что наш поставщик, у которого забираем товар, находится в Шанхае) в Москву выросло с 35 дней до... можно сказать что до бесконечности, но реальный срок сейчас это 45 дней если очень повезет и 80 дней если совсем не повезет. В любом случае, это много и гарантировать что-либо никто не может.
Пропорционально выросли перевозки на ЖД, дорожает автотранспорт. При этом порты в Китае “стоят”, а на автомобильном переходе в Забайкальске – пробки от нескольких недель до нескольких месяцев.
Когда начали расти цены
Даже если вы далеки от импорта из Китая, думаю вы догадались – первым толчком стало начало пандемии в марте 2020 года.
Однако, цены на морские перевозки начали расти только летом 2020, когда экономика начала восстанавливаться, потребители получили больше денег как поддержку в кризис, сидели дома и массово тратили их на онлайн-покупки. Осенью 2020 практически одновременно Европа заново запускает простаивавшие во время локдауна предприятия.
А дальше взрывной рост стоимости морских перевозок простимулировали в комплексе такие причины:
- Нехватка контейнеров — на каждые 100 контейнеров, которые приходят в Европу и США, лишь 40 отправляются обратно. Возникла эта ситуация из-за того, что во время карантина встало производство в США и многих странах Европы. После отправки контейнеров из Китая они скапливались в портах Европы и США (назад отправлять было нечего), что спровоцировало жесткий дефицит контейнеров.
- Резкая необходимость получать комплектующие из Китая для европейских производств, не работавших месяцами и вынужденных массово удовлетворять накопившийся спрос
- Кратный рост цен на металл: себестоимость производства новых контейнеров взлетела
- Непредсказуемые погодные явления – например, в июне из-за тайфуна «Ин-Фа» закрыли терминалы в портах Шанхая и Нинбо.
- Продолжение вспышек коронавируса. Китайцы закрывают не только целый терминал, но и целый район города из-за нескольких случаев Covid-19, как это было в июне 2021 с одним из крупнейших портов страны Шэньчжэнем
Дополнительно затормозил работу китайский новый год (это традиционно), рост цен на нефть, а в марте 2021 добавил масло в огонь – контейнеровоз Ever Given, который застрял в Суэцком канале, перекрыл кратчайший путь из Китая в Европу и приносил убытков 9,5 млрд долл. ежедневно.
Все это “сломало” систему перевозок – заторы в портах, дефицит судов и контейнеров, грузы стали обрабатывать дольше.
Да, морской транспорт всегда был самым популярным для доставки в европейскую часть России, в т.ч. Москву и Питер, а сейчас ставки фрахта выросли до небес, при этом сроки доставки полностью непредсказуемы. Что делать?
Бросаем море – переходим на наземный транспорт?
Но и здесь не все так гладко.
Железнодорожная транспортировка из Китая в Россию не всегда практична – слишком слабое покрытие. Поезда пересекают российскую границу в одной из 2 точек – Забайкальске и Наушках. Кроме того, ширина колеи в Китае и России разная, а значит вагоны нужно перегружать, а контейнеры переставлять с состава на состав.
После того как выросли цены на морской фрахт, перевозчики массово перенаправили грузы на ЖД перевозки. Как результат, коллапс и сильнейшие задержки на границе.
Еще все лето 2021 в принципе не работал сервис прямых ЖД перевозок из Китая в Россию. По слухам, возникли какие-то проблемы у китайского и нашего правительства. По факту китайцы начали все поезда отправлять напрямую в Европу, таким образом китайское правительство решило поддержать европейских предпринимателей. В итоге летом был период почти 3 месяца, когда поезда из Китая в РФ не ходили.
Сейчас задержка в пути составляет примерно месяц. Есть слабая надежда, что РЖД “подсуетится” и начнет добавлять маршруты и станции. Но это в перспективе, а работать нужно сейчас. В целом ситуация стабилизировалась, и это уже плюс, поэтому ж/д-транспорт стал способом с адекватными ценами и сроками доставки. Но, опять же, ситуация меняется каждую неделю и нужно держать руку на пульсе
Есть еще автомобильные перевозки из Китая. На длинных маршрутах автоперевозка и так всегда была дорогим способом. От начала пандемии цена выросла почти в 2 раза.
Несколько цифр по стоимости доставки по маршруту Шанхай-Москва для сравнения:
Из-за того, что многие перевозчики направили сюда грузы – начались пробки на границах. В Забайкальске сейчас настоящий ад. У нас самих один из грузов стоит уже 1,5 месяца в пробке в ожидании квоты на проход.
Что делать
Совет 1. Держите руку на пульсе
Следить за ситуацией и просчитывать, какой транспорт выгоднее использовать для доставки из Китая для каждой конкретной партии и ситуации на рынке. Следить – это общаться с погранпостами, транспортными компаниями, узнавать о ситуации у тех, кто видит ее действительно своими глазами.
Понимаю что совет может прозвучать банально, но факт: буквально каждый день все может измениться кардинально. Например, осенью таки открыли вариант прямого ЖД в Москву. Это произошло без объявления сего факта по федеральным каналам. И появился шанс сократить срок доставки почти на месяц.
Совет 2. “Меняйся или умри”
Не бойтесь менять маршрут и вид транспорта, если вдруг обнаружился вариант посвободнее. Лучше заплатить небольшую неустойку за отмену букинга, если есть возможность сократить сроки и использовать маршрут, который стал более предсказуем.
Кейс из нашей практики. В одной компании руководителю логисты “нарассказывали” о несуществующих обходных морских путях для доставки из Китая и пообещали какие-то рекордные сроки. Он поставил эту нереальную задачу менеджеру, а тот пришел к нам в панике: как объяснить директору, что груз сейчас невозможно доставить по морю ни за 30, ни за 45 дней?
Ситуация для менеджера была патовая: закажет доставку по морю – влетит на деньги и непонятные сроки, сделает по-другому – накажут за “самодеятельность”. Мы подключились, скинули ссылку на "Коммерсант" с описанием ситуации и убедили директора изменить море на ЖД. Достучались и, буквально, спасли груз и менеджера.
Мы вообще не стесняемся объяснять ситуацию. Не рассказываем сказки, а говорим как есть. Сейчас на рынке перевозок фраза “слово клиента – закон” не работает, так как может принести большие убытки самому клиенту. Поэтому клиентоориентированность в другом – быть честными, иногда даже жестко настаивать на тех вариантах, которые сейчас работают.
Совет 3. Используйте нестандартные варианты
Радикальный вариант – менять поставщиков и работать с другими странами. Тут нужно смотреть, что вы возите и сколько, просчитать итоговую стоимость. Например, один из наших клиентов, возивший контейнерами одежду из Китая, перешел на Бангладеш. Другой клиент, производящий в России капсулы для стирки, с нашей подачи отправил небольшую часть груза на авиа (слава Богу, хоть в этом виде доставки конкретно сейчас проблем почти нет), а остальную часть целым контейнером через Монголию. Получилось в какой-то степени хеджериование рисков.
Главный рецепт сейчас – научиться быстро принимать решения.
Пишите в комментариях, если ваш бизнес тоже затронул рост цен на международную перевозку и пробки на границах. И задавайте вопросы, с удовольствием отвечу в комментариях.