Праздничные каникулы российского бизнеса позади, пора активно включаться в работу. Но если вы работаете или планируете работать с Китаем, то вас ожидает еще один серьезный перерыв в бизнес-процессах – Китайский Новый год. Разбираемся, какие риски появляются у компаний во время “китайских каникул” и как их избежать.
Меня зовут Андрей Захарченко, моя компания Tradest в 2022 году отметит 10-летие. И все это время мы занимаемся закупками и аутсорсингом ВЭД для российских клиентов. Я порой пишу здесь про работу с китайскими фабриками и про логистику, поэтому все особенности бизнеса “в праздники” мы прочувствовали на собственном опыте.
Официальные выходные и полная остановка фабрик
В 2022 году официальные праздничные выходные в Китае продлятся с 31 января по 6 февраля. Но, по факту, китайцы отдыхают дольше. Значительно дольше. По негласному правилу, чем крупнее поставщик, тем больше времени он празднует. Например, мы работаем с компанией BOE (крупнейший в Китае производитель TFT дисплеев), и в 2021 году их сотрудники уходили на отдых почти на 4 недели.
В течение этих дней все заводы и фабрики в Китае будут стоять в буквальном смысле слова – все рабочие (а в Китае это преимущественно мигранты – представители деревень) разъезжаются по своим провинциям и используют это время как единственный в году отпуск. Да, в Китае у работников нет отпуска.
Именно поэтому уговорить китайцев поработать внеурочно в новогодние праздники, даже обещая заплатить в 2-3 раза больше, не получится. Они давно сделали это настолько важной традицией, что менять ее ради бизнеса и особенно иностранцев не собираются. Китайские собственники тоже теряют на этом деньги, но изменить ситуацию не могут. С этим нужно просто смириться.
И учитывайте, что на праздники закрываются не только китайские фабрики, но и торговые посредники, представительства, склады, службы доставки и транспортная сфера. У нас была ситуация в 2020 году, когда водитель отказался ждать несколько дополнительных часов на складе для загрузки контейнера. Иначе бы не успел через 3 дня на поезд до дома. А у нас станок за 150 000 долларов и клиент, который никак не мог просто сидеть и ждать свое оборудование дополнительный месяц (на такой срок вышла бы задержка из-за изначальных нескольких дополнительных часов на ожидание погрузочной спецтехники). Пришлось в экстренном порядке искать нового водителя. Нашли, русского.
Что это значит для импортеров
Уже за 2 недели начинается процесс “исхода” – производство сбавляет темпы. Поэтому запускать производство чего-либо в Китае в это время однозначно не стоит.
Рациональные американцы и европейцы заказывают товары заранее и в последние месяцы осени производят лишь требующие особой срочности товары. К сожалению, такие страны как Россия, Украина, Азербайджан и остальное постсоветское пространство в режиме особой срочности делают всё!
Отсюда пустующие склады поставщиков и необходимость дожидаться производства новой партии (наравне с десятками таких же клиентов).
И даже после официального завершения каникул проблемы продолжаются. Далеко не все рабочие возвращаются на фабрики. Около 25% рабочих остаются в сельской местности и боссам фабрик приходится искать новых людей. Начинается срочная замена рабочих первыми желающими, а значит качество продукции в первые несколько месяцев после праздников резко падает. Сроки поставок страдают тоже.
Например, производство игрушек, которые традиционно продаются в США во время Пасхи, начинают в августе предыдущего года. Потому что гарантировать нормальный темп производства после китайского Нового года невозможно.
Кроме того, будьте готовы к браку продукции, выпущенной «впопыхах». И хорошо, если это заметно сразу же, до отправки с фабрики клиенту. Но бывают ситуации, когда этот факт становится заметен уже по прибытии в Россию. И тогда требуется в еще более экстренном темпе заменять часть партии, либо пытаться исправить ошибки поставщиков своими силами, «на коленке».
Поэтому обязательно проводите quality checking поставщика как непосредственно после старта производства, так и перед отправкой в порт или ж/д терминал – это поможет избежать брака.
Как подготовиться к Новому году в Китае
Если вы не хотите, чтобы доставка растянулась на месяц-два дольше обычного, делайте заказ заранее – за 3 недели до начала праздников при покупке готовой продукции и за 1,5-2 месяца, если ее будут производить специально для вас.
Да, в России такой менталитет – делать все в последний момент. В оправдание России скажу, что мы такие не единственные: аналогичная ситуация существует в Бразилии, Индии, Польше и других странах с развивающейся экономикой.
Деловую активность с китайской стороной в 2022 году вы можете распределить примерно так:
- с 14 по 24 января – мониторить рынок, выбирать интересные товары и поставщиков, проводить предварительные переговоры,
- с 25 по 30 января – поставщики в принципе перестают отвечать на запросы, если очень постараться, то можно оформить какой-то предзаказ на первые недели после праздников или зарезервировать у потенциального производителя мощности на фабрике – пускай он готовится к будущей работе
- с 31 января по 6 февраля – мертвый сезон – не пишите и не звоните
- с 6 февраля – плавно возобновляется активность, менеджеры могут начать отвечать на запросы, ближайшие 2 недели все работают в авральном режиме.
Поэтому о нормальной бизнес-активности можно будет говорить с 1 марта, если жизнь не подкинет новых сюрпризов, как это было с коронавирусом или контейнеровозом Evergreen.
Что делать прямо сейчас, чтобы снизить риски
Если вы не учли предстоящие праздники в своем бизнес-плане заранее, постарайтесь снизить возможные потери.
В первую очередь, при общении с китайцами всегда проявляйте уважение. Крики по телефону, восклицательные знаки в письмах приведут к обратному эффекту – придумыванию отговорок для задержки производства товара.
Дам подсказки, что еще можно сделать:
- Выяснить у поставщиков точные даты “отпуска”.
- Просчитать новые сроки с учетом праздников и предупредить о них клиентов, например, можно добавить сообщение при оформлении заказа: “Обычно доставка занимает до 25 рабочих дней, но в связи с праздничными днями сроки могут быть увеличены”.
- Если уж так получилось, что заказ приходится делать в последний момент, подумайте о доставке авиатранспортом, вместо морского фрахта или ЖД. Доставка по морю в зимний период становится дольше из-за заметного ухудшения погодных условий и задержки как по пути в порты в Китае, так и из портов в России. К тому же, не обязательно полностью переходить на авиа, можно договориться с поставщиком отправить таким образом какую-то часть груза
А еще можно наладить сотрудничество с партнерами, у которых есть склады консолидации в Китае или фулфилмент-центры. Возможно, они помогут вам обеспечить бесперебойную поставку продукции, и вы еще успеете сделать какие-то запасы до китайских праздников.
Рассказывайте, вы подготовились к Китайскому Новому году или думали, что только мы в России можем уходить на такие длинные каникулы?