заказать звонок
hamburger-menu-icon
Tradest
ул. Большая Полянка, д.23, 4 этаж 119180 Москва
info@tradest.ru
Что такое автопоезд

Что такое автопоезд

Автопоезд — это транспортное средство, состоящее из тягача и прицепа или полуприцепа. Эти машины активно используются в различных сферах. Посредством них выполняют не только грузовые, но и пассажироперевозки. В случае с последними автопоезд представляет собой несколько соединенных трамваев или троллейбусов.

Автопоезд: характеристики и область применения

Поскольку такой транспорт, как правило, достаточно длинный и тяжелый, его эксплуатация предполагает соблюдение ряда специфических правил. Они разработаны для того, чтобы обеспечить безопасность на дорогах и избежать аварийных ситуаций. Важно, чтобы все элементы автопоезда функционировали синхронно, а управление такой машиной выполнял водитель, обладающий специальными знаниями и навыками.

Автопоезда разделяются на три категории:

  1. Универсальные — оснащаются платформами с бортами или фургонами, транспортируют различные виды товаров.
  2. Специальные — предполагают установку специализированного оборудования, которое определяет их область применения. К такому оснащению можно отнести передвижные электростанции, компрессорные установки, машины химзащиты и прочее.
  3. Специализированные — задействуются для перевозки конкретных типов прицепов, таких как рефрижераторы, цистерны, зерновозы и другие.

В этой статье мы детально рассмотрим, что такое автопоезд, как классифицируется такой транспорт, какие ограничения на его размеры и массу действуют в Российской Федерации. Также обозначим специфику передвижения транспортного средства.

Что представляет собой автомобильный поезд

Автомобильный поезд — это комплексное механическое транспортное средство, которое включает в свой состав тягач и прицепное или полуприцепное устройство. В контексте правил дорожного движения (ПДД) автомобильным поездом также называют транспорт, предназначенный для перевозки крупных и тяжелых грузов. Автомобильные поезда бывают и пассажирскими, представляющими собой сочлененные трамваи и троллейбусы. Такие машины управляются силами одного водителя и образуют единую систему.

Особенностью транспорта является наличие специального знака «Автопоезд», который включается в условиях низкой видимости или в ночное время. Эта сигнальная система состоит из трех фонарей оранжевого цвета, расположенных на расстоянии 30 см друг от друга.

Термин «автопоезд» в России задействуется для обозначения тягачей с полуприцепами, которые предназначены для перевозки грузов на большие расстояния. В других странах, например, в США, это понятие имеет похожий смысл и относится к седельному тягачу с полуприцепом. В Австралии в состав автопоезда входит до 7 прицепов общей длиной до 50 метров и грузоподъемностью до 190 тонн.

Разновидности

Для удобства управления, а также для правильного использования в различных областях автопоезда классифицируют по нескольким признакам. К основным из них можно отнести тип перевозимого груза и вид соединения элементов автопоезда. От разновидности машины зависит не только специфика ее конструкции, но и правила эксплуатации, а также требования к безопасности движения на дорогах.

Виды по специфике транспортируемой продукции

Автопоезда могут быть разделены на три основных типа в зависимости от характера груза, который они перевозят. Представим разновидности с описанием в списке ниже.

  1. Универсальные автопоезда, используются для транспортировки разнообразных товаров. Конструкция таких машин предполагает наличие платформ, бортов или фургонов для перевозки грузов различной формы и массы. Этот тип автопоезда является наиболее распространенным и задействуется при транспортировках, не требующих специальных условий.
  2. Специальные автопоезда, предназначены для перевозки специфического оборудования, которое выполняет определенные задачи в ходе транспортировки. К такому оснащению относятся машины химзащиты, электрические станции на колесах и компрессорные установки. Автопоезда этого вида часто используются в промышленности и в строительной отрасли.
  3. Специализированные автопоезда, предназначены для транспортировки определенных типов грузов. Машины перевозят жидкости, скоропортящиеся товары, сельскохозяйственную продукцию. Для этого они оборудованы цистернами, рефрижераторами, кузовами бестарной перевозки зерна, отвечающими специальным требованиям по безопасности.

Типы по варианту соединения автомобиля-тягача со звеньями транспортного средства

Автопоезда классифицируются также по типу соединения автомобиля-тягача с его прицепными устройствами. Существует несколько видов соединений, определяющих, как именно будет передаваться нагрузка между различными частями транспортного средства. Соединение влияет на маневренность, устойчивость и эффективность движения. Представим разновидности машин по этому признаку в списке ниже.

  1. Прицепной автопоезд, представляет собой систему, в которой тягач соединяется с одним или несколькими несамоходными устройствами с помощью тяговых соединений. В этом случае усилия передаются через специальные сцепки, что ограничивает маневренность и позволяет использовать такую конструкцию для транспортировки не слишком тяжелых грузов.
  2. Седельный автопоезд, или тягач, к которому прикреплен полуприцеп посредством опорно-сцепной связи. Конструкция седельного типа позволяет более эффективно распределять тяговые усилия между различными частями транспортного средства, что делает его более стабильным и удобным для перевозки тяжелых и крупных грузов.
  3. Роспускной автопоезд, или тягач, соединенный с прицепом-роспуском. Такая система используется для транспортировки длинномерных грузов, таких как трубы или строительные материалы. Вес прицепа в данном случае полностью ложится на его собственные колеса.
  4. Седельно-прицепной автопоезд, является универсальной конструкцией, подразумевающей наличие как прицепа, так и полуприцепа. Эта система отличается максимальной гибкостью применения и легко адаптируется под особенности груза и маршрута.

Выделяют два типа связи между элементами:

  • тяговая, подразумевает опорные и тормозные усилия;
  • опорная, предполагает продольные и вертикальные усилия.

В зависимости от передаваемой тяги автомобильные поезда могут состоять из активных и пассивных компонентов. Активные прицепные устройства характеризуются наличием ведущей оси, в то время как пассивные ее не имеют.

Максимально допустимые размеры

В России, как и в других странах, законодательные нормы ограничивает размеры автопоездов для обеспечения безопасности дорожного движения. Эти правила описаны в Постановлении Правительства №2200 от 21 декабря 2020 года. Посредством данных норм устанавливаются максимальные размеры автомобильного поезда, позволяющие предотвратить проблемы с маневренностью и безопасностью на дорогах.

Длина автопоезда не может превышать 20 метров, а ширина — 2,55 метра. Исключением выступают транспортные средства, предназначенные для перевозки рефрижераторов. Их ширина может составлять до 2,6 метра. Высота автомобильного поезда ограничена 4 метрами.

Если груз превышает установленные габариты, то необходимо соблюдение дополнительных требований. Он не должен создавать пыль, издавать шум, наносить вред экологии, загораживать опознавательные знаки, мешать обзору водителя, снижать устойчивость машины.

Ограничения по весу

В Постановлении Правительства №2200 обозначены ограничения по весу автопоездов, которые зависят от количества осей и типов соединений между элементами транспортного средства. Они необходимы для того, чтобы предотвратить чрезмерную нагрузку на дорогу и обеспечить долговечность покрытия.

Максимальный вес автопоезда с тремя осями ограничен 28 тоннами, с четырьмя — 36 тоннами, с пятью — 40 тоннами, с шестью и более — 44 тоннами. Эти параметры основаны на расчете, который учитывает распределение нагрузки на оси.

Нагрузка на переднюю и заднюю оси грузовика должна распределяться следующим образом: 10,5 т — на переднюю, 11,5 т — на заднюю.

Максимальная нагрузка полуприцепа ограничена 8 т, с допустимой перегрузкой в 2%. Если масса автомобильного поезда превышает предельную норму в 44 т, необходимо обратиться в ГИБДД для получения специального разрешения. В документе будет обозначен маршрут, отклонение от которого невозможно.

Чтобы обойти ограничения по весу и длине автопоезда, многие используют метод буксировки. Его суть заключается в том, что к одному автомобильному поезду с помощью жесткой сцепки прикрепляется второй. Это позволяет увеличить габариты и вес груза, который можно перевезти за один рейс. Однако сотрудники ГИБДД хорошо осведомлены о таком способе и активно выявляют нарушителей.

Специфика движения

Управление автопоездом требует от водителя особых навыков и знаний, поскольку такие транспортные средства имеют повышенные размеры и массу. Для обеспечения безопасности на дороге шоферу необходимо учитывать несколько аспектов.

Одной из главных особенностей такой машины является увеличенный тормозной путь. Из-за значительной массы автопоезда его остановка требует гораздо больше времени по сравнению с обычными автомобилями. На хороших сухих дорогах тормозной путь может составлять порядка 60 метров при скорости 80 км/ч, если используются барабанные тормоза. Если же автомобильный поезд оснащен дисковой системой, тормозной путь может быть сокращен до 42 метров. Однако в условиях мокрого или скользкого покрытия он все равно увеличивается, поэтому водителю необходимо предпринимать дополнительные меры для предотвращения аварий.

К тому же, учитывая большую длину автопоезда, он имеет плохую маневренность. В процессе движения он может отклоняться в сторону, что повышает риск возникновения столкновений. Важно следить за машиной на поворотах, а также учитывать возможное смещение прицепа по мере изменения траектории.

Управление автомобильным поездом требует высокой точности при движении задним ходом. Если прицепная часть не имеет достаточной маневренности, это может привести к случайному столкновению с другими транспортными средствами или объектами на дороге. Для успешного выполнения маневров задним ходом важно постоянно отслеживать состояние прицепа через зеркало заднего вида и контролировать его положение.

Кроме того, нужно понимать, что автопоезд представляет собой транспортное средство повышенной опасности, и его остановка не происходит быстро, особенно если сцепка между элементами недостаточно прочная. Поэтому для повышения безопасности водителю нужно внимательно следить за состоянием тормозной системы, подвески и других компонентов, которые могут влиять на эффективность торможения.

Для результативного управления автопоездом водитель должен соблюдать некоторые правила. Начинать движение рекомендуется только с первой скорости, чтобы минимизировать нагрузку на трансмиссию. При подъеме на склон следует заранее включать передачу, чтобы избежать остановки. В ходе спуска с крутых вершин рекомендуется плавно регулировать скорость с помощью двигателя или дополнительной тормозной системы, если она имеется.

Особое внимание следует уделять шинам. При торможении нагрузка на передние колеса возрастает, что может привести к их преждевременному износу. Важно регулярно проверять их состояние и следить за уровнем давления в шинах, чтобы избежать нештатных ситуаций на дороге.

Тягачи, используемые в России и за границей

В России и за рубежом задействуются различные модели тягачей для автопоездов. Среди наиболее популярных машин отечественного производства можно выделить несколько моделей, которые отличаются мощностью, хорошей грузоподъемностью и экономичностью.

Одной из таких выступает Камаз 5490, который дебютировал в 2011 году, но стал доступен к приобретению в 2013 году. Эта техника имеет полную массу 18,6 тонны и мощность до 428 лошадиных сил. Предназначена для дальнобойных перевозок и отличается хорошей экономичностью и достаточно высокой надежностью. Камаз 5490 славится своей удобной кабиной и системой, которая улучшает распределение веса по осям.

Другим популярным тягачом является Камаз 5490 NEO. Эта модель появилась на рынке в 2017 году. Она отличается улучшенной колесной базой и комфортностью для водителя. Техника оснащена 12-литровым двигателем мощностью 401 л.с. и 16-ступенчатой механической коробкой передач. Камаз 5490 NEO пользуется спросом крупных перевозчиков благодаря своей высокой грузоподъемности и оптимизированной аэродинамике, которые позволяют снизить расход топлива и увеличить эффективность работы.

Говоря о российских тягачах, нельзя не упомянуть Урал Некст 6x6, который обладает отличными вездеходными качествами. Эта модель прекрасно подходит для работы в сложных условиях, поскольку характеризуется повышенными проходимостью и устойчивостью. 6-колесная формула идеальна для бездорожья. Мощность двигателя составляет 312 л.с., а максимальный вес — 38 тонн.

Более высокой грузоподъемностью обладает Тонар 7502. Этот тягач был представлен в 2018 году. Он оснащен сильным двигателем Cummins мощностью 760 л.с. и автоматической коробкой передач на 7 ступеней. Позволяет перевозить тяжелые и длинномерные грузы, при этом обладает повышенной маневренностью.

Кроме отечественных моделей, широко используются и импортные тягачи. Одним из лидеров мирового автопрома является Мерседес-Бенц Актрос 3, который выпускается с 2011 года. Он оснащен множеством силовых агрегатов мощностью от 320 до 598 л.с. Эта техника известна своими надежностью и долговечностью, ценится за высокий уровень комфорта для водителя. Камеры и системы контроля помогают шоферу избежать аварийных ситуаций на дороге.

МАН TGX 18.440 — это немецкий тягач с сильным 10,5-литровым двигателем, который развивает мощность в 440 л.с. Он имеет снаряженную массу 7,2 тонны и может перевозить грузы до 40 тонн. Отличается пневматической подвеской и системой управления, которая обеспечивают комфорт в дороге. Машина оснащена современными технологическими решениями, которые значительно повышают безопасность и эффективность работы.

Вольво FH — один из самых популярных седельных тягачей, который используется как в России, так и за рубежом. Может перевозить автопоезда массой до 45 тонн и имеет отличную плавность хода. Мощность его двигателей варьируется от 400 до 520 л.с. Вольво FH известен своей надежностью и долговечностью, а также хорошей шумоизоляцией и комфортностью кабины.

Санкции при несоблюдении правил

Несоблюдение правил эксплуатации автопоездов может привести к серьезным штрафам. Использование таких транспортных средств требуют особого внимания к соблюдению норм по габаритам и весу. За их нарушение водители и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Санкции зависят от степени превышения размеров автомобильного поезда:

Превышение габаритов
Водителю
Ответственному лицу
Юридическому лицу
до 10 см
1000–1500 р
10000–15000 р
100000–150000 р
10–20 см
3000-4000 р
25000–30000 р
250000–300000 р
20–50 см
7000-10000 р
45000-50000 р
400000–500000 р

Вывод

Автомобильный поезд — это сложное транспортное средство повышенной опасности, которое требует высокой квалификации водителя. Чтобы управлять автопоездом, нужно не только идеально знать правила дорожного движения, но и понимать риски, связанные с эксплуатацией крупногабаритного транспорта.

Организация логистики с Китаем компанией Tradest

Компания Tradest предоставляет полный спектр услуг по организации логистики из Китая в Россию, обеспечивая надежные и эффективные решения для бизнеса. Благодаря многолетнему опыту и индивидуальному подходу к потребностям клиентов Tradest гарантирует быструю доставку и качественное обслуживание на каждом этапе процесса.

Мы предлагаем следующие сервисы:

  • Организацию автомобильных, железнодорожных, морских и авиационных перевозок. Подбираем оптимальный способ транспортировки в зависимости от характеристик груза и пожеланий клиента.
  • Таможенное оформление. Компания быстро и легально выполняет все необходимые процедуры для растаможки товаров, включая подготовку документов и сертификацию продукции.
  • Контроль качества. Tradest проводит проверку товаров на соответствие всем международным стандартам.
  • Финансовые операции. Компания помогает клиентам в организации расчетов с китайскими поставщиками, учитывая особенности валютного контроля.

Преимущества нашей компании:

  • Масштабный опыт. Более 10 лет успешной работы.
  • Индивидуальные решения. Компания разрабатывает персонализированные логистические стратегии, основанные на специфических требованиях клиента.
  • Прозрачность и надежность. Tradest обеспечивает полный контроль над процессом доставки, гарантируя эффективность на каждом этапе.

С Tradest логистика из Китая становится простым и безопасным процессом. Чтобы обсудить детали и получить ответы на все вопросы, позвоните по телефону: +7 (495) 385-89-32.

Информация проверена экспертом
Андрей Захарченко

Руководитель компании. Является президентом EO Russia, выступает как эксперт в бизнес-сообществах Москвы, имеет 2 высших образования. В свободное время занимается альпинизмом, играет в большой теннис и катается на лыжах

Другие статьи

Как работать с поставщиками из Китая: 9 советов опытного бизнесмена

Партнер из Китая может оплатить такси, сводить в ресторан и снять вам номер в отеле, а потом пришлет партию бракованного товара. Так было со мной в 25 лет.

VC.RU

Генеральный директор компании по оптовым поставкам товаров из Китая Tradest Андрей Захарченко прислал в редакцию vc.ru письмо, в котором поделился советами по работе с китайскими партнерами.

50 оттенков серого в российской таможне

Честный гайд о том, как растаможить товар в РФ, почему все не так однозначно и какими вообще способами можно завозить импортный товар

Перевод денег в Китай: обзор условий ведущих российских банков

С денежными переводами за границу все еще есть проблемы — все-таки 12 пакетов санкций не прошли безболезненно. Однако для российских компаний и физлиц есть еще рабочие способы оплаты. Рассмотрим, как они работают сегодня
Хотите узнать стоимость грузоперевозки?
Менеджер перезвонит в течение 15 минут и рассчитает стоимость, даже если у вас нет точных данных по весу и объему груза

101000,
Россия, Москва,
ул. Малая Лубянка, д.16,
6 этаж

100191,
Beijing, China
No 37, Xueyuan Road
Haidian District

510000,
Guangzhou City, China
No 88, Station Road,
Liwan District