Меня зовут Андрей Захарченко, я основатель компании Tradest по аутсорсингу ВЭД. Почти 9 лет занимаемся импортом: возили большое промышленное оборудование, медицину (даже злополучные маски), грузы с классами опасности, электронику собственной разработки и множество товаров попроще. Не буду долго себя рекламировать, перейду сразу к делу
"Белая" таможня в России
Начнем с базы. Как оно считается в теории.
Таможенные платежи (или, как говорится правильно, «совокупный таможенный платеж») состоят из трех компонентов:
Еще может быть акциз для определенного рода товаров, но это большая тема для отдельной статьи. Поэтому здесь о нем не говорю.
Итак, таможенная пошлина:
Фактурная стоимость — это стоимость товара на фабрике поставщика + все расходы, необходимые для доставки груза до российской таможни
%пошлины — собственно, процент, берущийся из дерева ТН ВЭД. Дерево ТН ВЭД можно посмотреть, например, здесь. Базово, для разных типов товаров он может составлять от 0% до 42%. Процент этот открыт и подбирается вами, либо брокером исходя из типа товаров и его характеристик
Примечание: так считается подавляющее число пошлин, т.е. как процент от фактурной стоимости товара. Такая пошлина называется адвалорной. Но есть группы товаров, для которых величина пошлины привязывается не к цене товара, а к другому значению (например, паркет считается по квадратным метрам), тогда пошлина называется специфической. И, бывает, когда считается и процент от стоимости и какое-то специфическое значение, а затем из двух полученных значений выбирается, разумеется, наибольшее (так, например, таможатся автомобили: сравнивается пошлина по стоимости и по объему двигателя). Такая пошлина называется комбинированной.
Далее, НДС:
Про ФС и ТП мы уже поговорили
%ндс — собственно, процент, также берущийся из дерева ТН ВЭД. Опять же, для разных товаров может быть разным, но, базово:
0% — для редких категорий товаров (детали космических кораблей, большие производственные линии, временно может вводиться на продукты питания в случае голода в стране)
10% — встречается чуть чаще, в основном применяется для медицины и детских товаров
20% — в остальных 99% случаев
И, наконец, ТС:
ТС — таможенный сбор. Просто дискретная величина, зависящая от фактурной стоимости товара. Узнать ее можно, например, здесь
Пример "белой" таможни, чтобы стало понятнее
Дано: Токарные станки
FOB Shanghai (т.е. цена груза у поставщика + доставка и погрузка на судно + экспортное декларирование) – 30 000 USD
Доставка во Владивосток – 2000 USD
Код ТН ВЭД (его мы нашли сами, либо подсказала экспедиторская компания) 8458 91 200 8
Таможенная пошлина – 7,5%
НДС – 20%
Считаем:
ТП=(30000+2000)*7,5%=2400 USD
НДС=(32000+2400)*20%=6880 USD
ТС=8530 р. (из таблицы на сайте таможни)=120 USD
СТП=2400+6880+120=9400 USD
Казалось бы, все просто, понятно и красиво
Почему «Белая» в кавычках
Основной вопрос в том, как таможня оценивает сколько стоит ваш товар. В примере выше фактурная стоимость товара равна 32000 долларов. Но откуда таможня об этом знает?
В теории: исходя из контракта с поставщиком и сумм банковских переводов на фабрику.
На практике: почти всегда можно договориться и занизить стоимость в контракте и перевести официально только часть суммы, а остальную отправить левыми путями.
Собственно, в лихие 90-е все так и поступали. Для этого в российской таможне с 2004 года существует СУР - система управления рисками. Эта система определяет среднюю величину стоимости вашего товара при импорте. Есть разные названия этой стоимости - статистическая стоимость, реальная таможенная стоимость, ставка риска или проходная стоимость.
Статистическая стоимость (СС) - величина закрытая и доступна только таможне (ну и, конечно же, легко покупается и имеется у всех более-менее адекватных брокеров).
СС измеряется в долларах за кг и сравнивается с вашей ценой за кг. Если СС выходит больше, чем фактурная стоимость, начинаются вопросы.
Пример, когда вы вынуждены переплачивать
Дано: та же ситуация
Таможенный брокер сообщил что СС по этому коду ТН ВЭД = 8 USD/кг
Масса нетто нашего станка - 5000 кг
Т.е. наш станок стоит: 32000/5000=6,4 доллара за кг
В этой ситуации происходит процедура КТС - корректировка таможенной стоимости.
Таможня говорит вам: «Ваша ФС - не 32000 долларов, мы считаем, что ФС - 40000 долларов»
В этом случае расчет будет таким:
ТП=(5000*8)*7,5%=3000 USD
НДС=(40000+3000)*20%=8600 USD
ТС=12000 р.=160 USD
СТП=3000+8600+160=11760 USD
Итого переплата=2360 USD
Столько вы и должны будете заплатить таможне. Это называется выпустить товар под обеспечение. После этого у вас будет 2 месяца чтобы собрать пакет из примерно 20 документов и доказать таможне реальную стоимость товара.
Т.е., по факту, для таможни не играет роли за сколько вы купили товар. Система управления рисками срабатывает в автоматическом режиме, если вы нашли товар дешевле рынка.
А можно заплатить на таможню меньше?
Да. И тут мы начинаем углубляться в серую зону.
Представим брокер сказал, что СС на таможне всего 4 USD/кг
В таком случае минимальный СТП будет считаться так:
ТП=(5000*4)*7,5%=1500 USD
НДС=(20000+1500)*20%=4300 USD
ТС=8530 р.=120 USD
СТП=1500+4300+120=6920 USD
Итого «экономия»=2480 USD
Основная тонкость в том, что экономия возникнет если вы разберетесь как перевести на фабрику 32000-20000=12000 долларов не через ваш банк.
Раньше деньги переводились на фабрики через Western Union или наличными. Сейчас стоимость наличных денег растет и мутить подобные схемы становится невыгодно. Но кто-то по-прежнему мутит.
Почему все так сложно? Мне дают 2 доллара за кг, и я не подбираю никакие ТН ВЭД
А про это - в следующей статье. Спустимся в глубины серых таможенных схем, познакомимся с термином "карго" и поймем какие есть плюсы, минусы и риски, если вы захотите растаможить телефоны как кирпичи.
Друзья, статью писал максимально подробно, чтобы было понятно даже новичкам. Но мог упустить что-то очевидное мне и неочевидное вам, поэтому, если что-то непонятное в статье – спрашивайте, я отвечу.
И, если для сообщества VC тема растаможки, работы с зарубежными поставщиками актуальна – ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал, жмите на колокольчик. Буду писать чаще