В современном мире глобальной торговли и логистики контейнерные перевозки играют ключевую роль в доставке товаров из одной точки мира в другую. Благодаря своей универсальности, экономичности и эффективности, контейнерные перевозки стали неотъемлемой частью международных логистических операций. Контейнеры для перевозки грузов различаются по типам, размерам и конструкциям, каждый из которых предназначен для определенных видов грузов и специфических требований к их транспортировке.
Система идентификации морских контейнеров
- Код владельца, выраженный тремя заглавными латинскими буквами, официально зарегистрированный в Международном бюро по контейнерам (BIC) или его региональных представительствах, в том числе и Российском морском регистре судоходства.
- Символ, обозначающий категорию оборудования (U, J, Z, R).
- Серийный номер из шести цифр, дополняемый нулями до необходимой длины при необходимости.
- Контрольное число, предназначенное для проверки достоверности кода владельца и серийного номера.
Понятия и сокращения в рамках перевозок контейнерами
- TEU и FEU служат для обозначения объема, эквивалентного 20-футовому и 40-футовому контейнерам соответственно.
- FCL и LCL определяют отправку груза полной загрузкой контейнера одним получателем или объединенную отправку грузов для нескольких адресатов.
- BOF, BAF, CAF отражают разнообразные тарифы и платежи, связанные с морскими перевозками, в том числе морской фрахт, коэффициенты, зависящие от колебаний цен на топливо и валютных курсов.
- B/L – основной документ, удостоверяющий прием груза к перевозке и обязательство его доставки.
- ISPS, PSS, THC, WRS, WSC, HWS/OWS – различные дополнительные платежи, включающие в себя сборы за обеспечение безопасности в портах, сезонные надбавки, оплату услуг по обработке контейнеров, надбавки за риск военных действий, условия зимней перевозки и дополнительные сборы за перевозку тяжеловесных грузов.
Классификация контейнеров по их особенностям
Длина:
- 20 футов (равно 6058 мм);
- 40 футов (равно 12192 мм);
- 45 футов (равно 13600 мм).
Размеры (ширина и высота):
- Стандартный – типовой контейнер с размерами 2,44 м в ширину и 2,6 м в высоту.
- Высокий (High Cube) – версия с увеличенной до 2,9 м высотой, на 30 см превышающей стандарт.
- Широкий (Pallet Wide) – конструкция с шириной 2,5 м, адаптированная для размещения двух европаллет бок о бок;
- Высокий и широкий (High Cube Pallet Wide) – объединяет преимущества увеличенной ширины и высоты, достигая 2,5 м в ширину и 2,9 м в высоту.
Тип и метод загрузки:
- Универсальные – стандартные варианты длиной 20, 40, 45 футов, снабженные двойными дверями.
- Для сыпучих материалов (Bulk-Container) – контейнеры BU, BK, предназначенные для перевозки сыпучих грузов.
- С двойными дверями (Double Door) – оборудованы дверями с обеих сторон для оптимизации загрузки и выгрузки.
- Платформы (Flatrack) – специализируются на транспортировке габаритных грузов или техники.
- С жесткой крышей (HT, HOT) – предусматривают съемную верхнюю часть для верхней загрузки.
- С боковыми дверями (SD) – имеют одну или две боковые двери для легкого доступа.
- С открытым верхом (OT) – предлагают возможность удаления верхнего покрытия для загрузки сверху.
- Цистерны (TN, TG, TD) – назначены для транспортировки жидкостей и газообразных веществ.
- Рефрижераторные и изотермические – предназначены для транспортировки и хранения продукции, чувствительной к температуре.
Стандартный контейнер длиной 20 футов
- Максимальная масса: 24 000 кг.
- Вес без груза: 2 080 кг.
- Допустимый вес груза: 21 920 кг.
- Объем: 33.9 м³.
Закрытая конструкция с твердой крышей и стенами эффективно защищает содержимое от атмосферных воздействий. Герметичность конструкции предотвращает проникновение влаги и пыли, а также защищает от солнечного излучения. Удобство загрузки обеспечивается за счет широкой двери, расположенной на одной из сторон контейнера. Такие контейнеры идеально подходят для транспортировки и хранения разнообразных грузов с возможностью их доставки на авто или по железной дороге.
Платформа длиной 20 футов (Flat Rack)
- Максимальная масса: 30 480 кг.
- Вес без груза: 2 950 кг.
- Допустимый вес груза: 27 530 кг.
- Объем: 27.9 м³.
Отличительной чертой платформ является отсутствие боковых стен, наличие только основания и двух складывающихся торцевых стенок, что упрощает загрузку и разгрузку крупногабаритных или тяжеловесных грузов. Это делает их идеальным выбором для перевозки грузов, превышающих размеры обычных контейнеров. Стандартизация размеров упрощает логистические расчеты, благодаря чему платформа также выступает в качестве единицы измерения TEU.
Контейнер с открытым верхом длиной 20 футов (Open Top)
- Максимальная масса: 24 000 кг.
- Вес без груза: 2 440 кг.
- Допустимый вес груза: 21 560 кг.
- Объем: 32 м³.
Специализированные для вертикальной загрузки грузов, превосходящих стандартные размеры контейнера по высоте. Съемная крыша упрощает размещение и крепление крупногабаритных грузов, а верхняя перекладина облегчает погрузочные работы. Крыши могут быть выполнены из различных материалов, включая брезент или жесткие съемные конструкции.
Рефрижераторный контейнер длиной 20 футов
- Максимальная масса: 27 000 кг.
- Вес без груза: 3 050 кг.
- Допустимый вес груза: 23 950 кг.
- Объем: 28 м³.
Оснащены системами контроля температуры для транспортировки и хранения продуктов, чувствительных к изменениям климата. Размеры контейнера оптимизированы для эффективной перевозки как мелкогабаритных, так и крупных грузов. Электронное управление обеспечивает поддержание необходимого климата внутри контейнера, что критично для сохранности скоропортящихся продуктов.
Стандартный контейнер длиной 40 футов
- Максимальная масса: 30 480 кг.
- Собственный вес: 3 900 кг.
- Грузоподъемность: 26 580 кг.
- Вместимость: 67,7 м³.
Конструкция с прочными металлическими боковыми стенками и верхом гарантирует защиту содержимого от атмосферных воздействий. Запечатывание стыков исключает проникновение влаги и пыли, а также защищает от воздействия солнечных лучей. Двери, расположенные на конце, обеспечивают безопасность загрузки, делая эти контейнеры идеальными для транспортировки и хранения грузов различных размеров. Их установка возможна как на грузовых автомобилях, так и на железнодорожных вагонах.
Контейнер с открытым верхом длиной 40 футов
- Максимальная масса: 36 000 кг.
- Собственный вес: 4 430 кг.
- Грузоподъемность: 31 570 кг.
- Вместимость: 66.7 м³.
Разработан для транспортировки высокогабаритных и тяжеловесных объектов, например, спецтехники, требующей верхней загрузки при помощи крана. Облегченная загрузка достигается благодаря съемным элементам верхней части дверцы. Брезентовый тент сверху и стенки из рифленой стали обеспечивают надежную защиту груза в процессе транспортировки.
Платформенный контейнер длиной 40 футов
- Максимальная масса: 45 000 кг.
- Собственный вес: 5 530 кг.
- Грузоподъемность: 39 470 кг.
- Вместимость: 54.8 м³.
Этот вариант в два раза длиннее стандартного 20-футового платформенного контейнера, подходит для перевозки особо крупных предметов, таких как авиационные двигатели или крупногабаритное оборудование. Крепление груза происходит на открытой платформе, что делает его видимым и доступным снаружи, но не подходит для перевозки чувствительных к погодным условиям грузов.
Рефрижераторный контейнер длиной 40 футов
- Максимальная масса: 30 480 кг.
- Собственный вес: 4 370 кг.
- Грузоподъемность: 26 110 кг.
- Вместимость: 60,2 м³.
Предназначены для перевозки и хранения товаров, нуждающихся в поддержании определенного температурного режима. Служат как мобильные холодильные камеры, обеспечивая надежность и универсальность при использовании для различных категорий товаров, требующих специфических условий хранения.
40-футовый увеличенный контейнер High Cube
- Максимальная нагрузка: 30 480 кг.
- Вес пустого контейнера: 4 150 кг.
- Допустимый вес груза: 26 330 кг.
- Объем контейнера: 76,4 м³.
Уникальность 40-футовых контейнеров High Cube заключается в их способности перевозить грузы массой до 30,48 т. Специальная изоляция дверей и надежные замки гарантируют защиту и сохранность груза внутри. Дополнительно установленная боковая дверь значительно облегчает загрузку и разгрузку, что делает эти контейнеры оптимальным решением для транспортировки объемных партий товаров, требующих особых условий перевозки. Благодаря своей огнеустойчивости и прочности, они идеально подходят для транспортировки на большие расстояния.
Рефрижераторный увеличенный контейнер High Cube длиной 40 футов
- Максимальная нагрузка: 30 480 кг.
- Вес пустого контейнера: 4 200 кг.
- Допустимый вес груза: 26 280 кг.
- Объем контейнера: 66,1 м³.
Рефрижераторные контейнеры High Cube отличаются дополнительным пространством, позволяя перевозить до 5 т больше груза. Они предназначены для транспортировки товаров малых размеров или упакованных в мелкую фасовку, с возможностью поддержания определенных температурных условий на протяжении всего пути следования, что обеспечивает сохранность груза.
Эти контейнеры подходят для всевозможных видов перевозок — будь то по суше, морю или железной дороге. Модели весовой категории 3 и 5 тонн чаще всего используются для транспортировки личных вещей, а также продовольственных и промышленных товаров. Более тяжелые контейнеры, весом в 20 и 24 тонны, позволяют оптимально использовать доступное пространство, строго соблюдая принципы правильной укладки груза. Надежное закрепление товаров внутри контейнера обеспечивает их стабильность и защиту от повреждений в процессе транспортировки, а герметичное закрытие и опломбирование дверей гарантируют безопасность и целостность груза.
Разновидности танк-контейнеров в соответствии с международными маркировками
В рамках глобальных норм и правил установлены различные категории танк-контейнеров, классифицируемые по назначению и характеристикам перевозимых в них веществ:
- Категории IMO0 (T-категория T1-T6). Отведены под транспортировку пищевых и других безопасных продуктов, например, воды, соков, молока.
- Категории IMO2 (T-категория T7-T10). Предназначены для перевозки химических веществ, не представляющих опасности.
- Категории IMO1 (T-категория T11-T22). Используются для транспортировки химикатов, представляющих опасность, включая кислоты, щелочи и бытовую химию.
- Категории IMO50 (T-категория T50). Являются наиболее подходящим вариантом для безопасной перевозки сжиженных газов и других легковоспламеняющихся продуктов, требующих поддержания контролируемого давления внутри емкости.
Маркировка и стандарты безопасности для танк-контейнеров
Танк-контейнер – незаменимый компонент в структуре глобальной логистической цепи. Он подлежит строгому соответствию международно утвержденным стандартам, которые охватывают аспекты безопасности транспортировки и унификации габаритных размеров. Это достигается через уникальное сочетание инженерных решений в конструкции, высококачественные материалы и выверенные прочностные характеристики танк-контейнеров. Для официального подтверждения соответствия указанным стандартам каждый танк-контейнер маркируется специализированной идентификационной табличкой в соответствии с положениями Конвенции о безопасности контейнеров (CSC), выданной уполномоченным органом изготовителя или иной страны-участника данной конвенции.
Информационная табличка безопасности (CSC Safety Approval), традиционно размещаемая на внешней стороне левой двери контейнера у ее основания, содержит важные сведения:
- страна-эмитент сертификата и его уникальный номер, представленный с использованием международного кода регистрации автотранспорта соответствующей страны;
- дата изготовления контейнера, фиксирующая момент его производства;
- уникальный идентификационный номер контейнера, присвоенный его изготовителем или уполномоченным органом в случае отсутствия изначального номера;
- максимально разрешенный вес груза, указанный в килограммах и фунтах, допустимый к перевозке;
- ограничения нагрузки при штабелировании, учитывающие гравитационные факторы;
- индикаторы прочности при выполнении трансверсальных (поперечных) тестов на жесткость контейнера;
- устойчивость конструкции как торцевых, так и боковых стенок в соответствии с расчетной нагрузкой;
- календарь проведения регулярных осмотров и тестирований, обязательных для поддержания безопасности и долговечности эксплуатации контейнера.
Международные нормативы, зафиксированные в ISO 1496, детализируют специфические процедуры и методики испытаний танк-контейнеров, которые являются обязательными для исполнения, чтобы гарантировать их соответствие ключевым требованиям безопасности и функциональности. Эти нормативы обеспечивают, что каждый танк-контейнер, задействованный в международной перевозке, обладает всеми необходимыми атрибутами для надежной и эффективной транспортировки грузов.
Критерии для международных грузоперевозок в контейнерах
Для гарантирования бесперебойной и безопасной доставки грузов на международном уровне, каждый контейнер оборудуется специализированной идентификационной маркировкой (Approved For Transport Under Customs Seal). Этот знак подтверждает, что контейнер полностью соответствует критериям и стандартам, установленным в рамках Таможенной конвенции по контейнерам, делая его пригодным для использования в трансграничных перевозках.
Такая маркировка не только удостоверяет легитимность контейнера для прохождения через международные пограничные пункты с таможенными замками и пломбами, но и служит свидетельством строгого соблюдения всех необходимых мер безопасности и стандартов. Это ключевой элемент, обеспечивающий целостность и защиту перевозимого груза от начала до конца его пути.
Кроме того, на поверхности каждого контейнера можно найти важную информацию, касающуюся его производства и управления. Данные о производителе, владельце, операторе, а также о времени, когда контейнер должен пройти следующий капитальный осмотр, включая состояние боковых стенок, являются обязательными для указания. Это обеспечивает прозрачность эксплуатации контейнера и позволяет отслеживать его историю и текущее состояние, что важно для обеспечения надежности и безопасности международных грузоперевозок.
Символы и обозначения на контейнерах
- Символ для авиа- и наземных перевозок. Должен размещаться в верхнем левом углу каждой из торцевых стен и на прилегающих к ним участках крыши, а также на боковых стенах контейнера. В случае черного цвета контейнера символ выделяется на контрастном фоне, желательно белого цвета.
- Сигнал об опасности электрического тока. На контейнерах, оснащенных боковыми лестницами, должен быть виден знак опасности электрического удара – черный символ на желтом фоне с черной окантовкой, размещаемый около лестницы.
Обозначение контейнеров увеличенной высоты
Контейнеры, превышающие 2,6 м в высоту, обозначаются специфическим образом:
- Обозначение высоты. Производится на обеих боковых сторонах.
- Полосы черного и желтого цветов. Располагаются на верхней части каждой из торцевых и боковых стенок вблизи угловых соединений.
- Номера высоты. Содержат черные цифры на желтом фоне в черной рамке, где верхний ряд чисел отражает высоту в метрах до десятых долей, а нижний – в футах, при этом значения должны быть равны или больше фактической высоты контейнера.
Дополнительные обозначения на контейнере
В зависимости от эксплуатационных условий и характеристик перевозимого груза, на контейнер могут быть нанесены дополнительные символы, например, для опасных веществ.
Основные обозначения, включая код владельца, серийный номер, идентификационный номер, должны быть четко расположены в соответствии с заранее утвержденной схемой. К дополнительным маркировкам относятся обозначения размеров и типов на крыше и торцевых стенках, маркировка "NET/MACCA НЕТТО", а также установка датчика системы автоматической идентификации (САИ), выполняемые согласно стандартам ISO 10374 и не мешающие размещению основных знаков.
Любые прочие символы должны быть нанесены так, чтобы не препятствовать идентификации и доступу к ключевым маркировкам, предписанным нормами.
Контейнерные перевозки грузов из Китая компанией Tradest
Компания Tradest предлагает комплексные услуги по перевозке грузов из Китая в Россию, обеспечивая полный цикл доставки "под ключ". Наша задача начинается с получения груза непосредственно у поставщика, включает погрузку в контейнер и заканчивается организацией доставки на территорию России. Мы предоставляем полное юридическое сопровождение вашей поставки: от подготовки необходимых договоров до помощи в получении всех требуемых сертификатов и проведения таможенного оформления.
Для клиентов, для которых перевозка в отдельном контейнере может оказаться не самым экономичным решением, Tradest предлагает возможность организации сборных контейнерных грузов из Китая в Россию. Такой подход позволяет оптимизировать расходы на доставку, добавляя вашу поставку в сборный груз.
С Tradest доставка вашего груза проходит без рисков благодаря работе наших опытных экспертов, которые специализируются на логистике из Китая в Москву с 2012 года. Ваш груз находится под надежным контролем 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, что гарантирует безопасность и своевременность его доставки.