Работать с Китаем становится все сложнее — редкие банки проводят платежи от российских импортеров, опасаясь западных санкций. На этом фоне расцветает рынок посредников в третьих странах, которые берут переводы средств на счета китайских поставщиков на себя. Но среди них немало недобросовестных игроков. Руководитель логистической компании Tradest Андрей Захарченко в колонке для Forbes рассказывает о подводных камнях в работе с платежными агентами и как их избежать.
Еще в конце мая 2024 года российские импортеры могли оплачивать поставки из Китая через местные банки. Спустя три месяца проводить платежи отказываются даже региональные организации. Теперь российскому бизнесу недоступны Ping An Bank и Bank of Ningbo, China Guangfa Bank, Kunshan Rural Commercial Bank и многие другие. К этому привели новые санкции ЕС и США. Но банки не озвучивают это напрямую и при отказах ссылаются на «большое количество платежей из России» или другие операционные нюансы.
Впрочем, все не так безнадежно. Часть сельских банков, например, Rural Commercial Bank, продолжают принимать платежи от россиян, хоть и с переменным успехом. Многие импортеры, по нашим данным, отправляют деньги через Heihe Rural Commercial Bank, а также «ВТБ Шанхай». Но воспользоваться услугами последнего могут только владельцы счетов, а их открытие в текущих условиях может занимать от трех до шести месяцев. Кроме того, «ВТБ Шанхай» требует экспортную декларацию у отправителя средств, а ее можно получить только после того, как поставщик отгрузил товары в Россию. Таким образом, китайскому партнеру необходимо отправить свою продукцию в страну еще до получения оплаты, а на это готовы не все.
Еще одна проблема — растущая комиссия. Банки, которые продолжают работать с российскими импортерами, регулярно повышают плату за транзакции. Например, «ВТБ Шанхай» постепенно увеличил комиссию за перевод с обычных для банков десятых долей процента до 4%. А в этом сентябре планирует довести этот показатель до 6%.
На фоне этих сложностей расцветает рынок платежных агентов. Это юридические лица в третьих странах (например, в Гонконге, Индонезии или Киргизии). Они принимают оплату от импортера и далее переводят китайскому поставщику со своих счетов. Стоимость услуги может составлять 3–8% с каждой транзакции.
Еще несколько месяцев назад такая схема была доступна далеко не всем импортерам из-за минимальной суммы платежа, с которой агенты готовы были работать. Но по мере роста спроса посредники ее снижают. Сейчас она составляет $20 000 вместо $50 000 в мае 2024-го.
В работе с посредниками есть множество нюансов. Например, китайские банки при обработке платежа могут на свое усмотрение потребовать у отправителя дополнительные бумаги. А при малейшем подозрении в связях с Россией перевод вернут обратно. А это растянет его получение на несколько недель.
Еще одна сложность — подсчет комиссии. Когда российские компании оплачивали поставки напрямую китайским партнерам, они ориентировались на курс юаня к рублю в Центробанке, спред банков (разница между покупкой и продажей валюты), а также волатильность курса в течение дня. И на переводах они теряли, как правило, около 1,5% от суммы платежа. В случае схемы с платежными агентами, импортер рискует потерять на разнице до 10%. При этом часть суммы может оказаться в кармане посредника.
Дело в том, что контрагенты обычно указывают в условиях оплаты курс не ЦБ, а того или иного банка. А насколько прописанная цифра соответствует действительности сказать сложно, так как многие кредитные учреждения предоставляют индивидуальные условия своим клиентам. Чтобы избежать обмана, стоит запрашивать у посредника подтверждения любых данных. Вдобавок, посредники могут без причины повысить комиссию, сославшись на выдуманные возникшие сложности. Или вовсе оказаться мошенниками и пропасть после получения средств.
Чтобы минимизировать риски, искать платежных агентов стоит через знакомых импортеров и начинать сотрудничество с небольших, тестовых, платежей. Можно также воспользоваться услугами платежных агентов от российских банков. Подобную услугу предлагают Альфа-банк, Т-Банк, «Металлинвестбанк» и другие. Транзакция в этом случае обойдется на 1–2% дороже, чем если бы вы работали с посредником напрямую. Зато вы вряд ли нарветесь на мошенника, так как банки тщательно проверяют своих контрагентов.
Можно также работать с экспедиторскими компаниями, которые берут на себя не только поставки товара в Россию, но и оплату продукции китайским фабрикам. Как правило, они тоже работают через платежных агентов в третьих странах и берут в среднем 5% вдобавок к ставке посредников. За эти деньги они согласовывают переводы с поставщиком в Китае, а также готовят документы, необходимые для перевода: внешнеторговый контракт, приложение, агентский договор между платежным агентом и фабрикой, импортером и платежным агентом и пр. Российские банки этим не занимаются.
Экспедиторов можно найти в интернете. А при выборе стоит обращать внимание на зоны ответственности партнеров. Важно, например, узнать, кто будет ставить печати на таможенных документах. Если экспедитор, то он отвечает за корректность заполнения бумаг и, соответственно, получает административные штрафы в случае ошибок. Если же клиент, то ответственность лежит на импортере.
О чем еще важно помнить:
- закладывайте хотя бы две недели на каждую транзакцию, вне зависимости от выбранного способа перевода средств;
- внимательно изучайте условия работы с платежными и экспортными агентами. Это позволит избежать лишних расходов;
- настройте документооборот от импортера до посредника и далее от него до поставщика и наоборот. Все данные, включая номера контракта и инвойса, стоимость товара, должны биться друг с другом в документах. В противном случае могут возникнуть новые проблемы, например, на таможне.