Я по-прежнему Андрей Захарченко — руководитель компании по аутсорсингу ВЭД Standard Trade. Тут я регулярно пишу про таможню, транспорт и особенности работы с Китаем.
Про параллельный импорт и возможность легально завозить iPhone
Да, параллельный импорт, как ни странно, работает. 4 июля 2022 года в силу вступил приказ, на основании которого расширили и список торговых марок. Если указан только код ТН ВЭД, без конкретных брендов, значит, разрешен параллельный импорт всех без исключения товаров, соответствующих этому коду. Изучить его можно здесь.
То есть да: ввозить Apple без разрешения правообладателя можно. Основное требование таможенного органа при параллельном импорте — это ввоз оригинальной продукции правообладателей (изготовленная правообладателем торговой марки или по его заказу), которые отказываются участвовать в общеустановленном обороте товаров.
По нашему опыту, основная проверка сейчас идёт на контрафакт, потому что под видом оригинального товара легко ввезти Abibas. Готовьтесь, что будете попадать на таможенный досмотр чаще, чем при ввозе небрендовой продукции.
Про ограничение переводов за рубеж и отмену SWIFT Тинькофф банком
В своём Telegram-канале я уже начал цикл «Говнобанки и не говнобанки», где рассказываю, с какими банками стоит работать в вопросе переводов за рубеж, а с какими не стоит. И «Тинькофф» был первым в этом почётном списке. Скоро я также выпущу про это большую статью на vc.ru.
Но что касается ограничений по SWIFT у «Тинькофф» — этот запрет относится только к физлицам и на компании не распространяется. На компании распространяется другой запрет — именно у «Тинькофф»: переводы до $20 тысяч делают по предварительному согласованию. И его могут одобрить, а могут и нет. В нашей практике все переводы пока одобряли.
Запрет касается только долларов и не относится, например, к юаням. Но на юани у «Тинькофф» совершенно безумная комиссия, впрочем, в стиле этого банка. Ещё в мае мы, пообщавшись с несколькими менеджерами в банке, выбили условия покупки валюты +1 рубль к бирже. И всё бы хорошо, пока не выяснилось, что +1 рубль относится как к доллару (что составляет примерно +1,5%), так и к юаню (что составляет аж 11%).
Собственно, так ничего и не согласовали
«Альфа-банк» с апреля не переводит доллары. С юанями ситуация неопределенная: «Альфа» не под санкциями в Китае, но возвраты платежей со стороны получателя периодически происходят — «согласно внутренней политике банка», то есть конкретных причин не называют. Формально переводы запрещены только для банков с головными офисами в Западных странах (типа Citibank и HSBC), но переводы даже на Bank of China доходят через раз. И у «Альфы» при этом лучший курс юаня: +0,2% к бирже
Модульбанк — просто худший банк. Шесть переводов из шести не дошло до получателя. Все были отправлены еще в апреле. Пока вернулось только четыре.
Банк «Санкт-Петербург» — только начинаем пользоваться. По отзывам партнёров, деньги доходят.
Про транспорт на китайском направлении
Ставки на транспорт начали резко снижаться со второй половины марта и достигли минимума в мае. Перевозка 40-футового контейнера по маршруту Шанхай-Владивосток составляла $9000, что ниже цен 2021 года. Но сейчас ставки потихоньку растут вверх.
Мультимодальная перевозка через Дальний Восток. Пробок нет, время в пути с момента выхода судна: 30-35 дней. Актуальные ставки сейчас на маршрут Шанхай — Владивосток — Москва на конец июля:
- 20-футовый контейнер: $6,5 тысяч
- 40-футовый контейнер: $10 тысяч.
Прямой Ж/Д. Идут задержки на отправку. Ближайшие места есть на поезда, отправляющиеся не раньше середины августа. Итоговое время в пути с момента выхода поезда: 25-35 дней. Стоимость перевозки на маршрут Шанхай — Забайкальск — Москва:
- 40-футовый контейнер: $9,8 тысяч.
Авто из Китая. Цены высокие, из-за пробок на границах авто может идти до 35-50 дней.
- Стоимость евро фуры до 20 тонн: $23 тысячи.
- Сборка за стандартную европаллету: $1000.
Авиа из Китая. Ситуация потихоньку стабилизируется, цены медленно идут вниз после повышения и паники на рынке в мае.
- Цена — от $7 за кг.
***
В этой статье я описал особенности работы в первую очередь с Китаем, потому что сам занимаюсь этим на протяжении десяти лет. Европа, США, Южная Корея, Япония — сейчас не лучшие варианты (оттуда не вывезти товар, много санкций, возят в Россию немногие), и для работы с этими странами придуманы схемы ложного реэкспорта, перепродажи в пути. Но мы туда не лезем.